35. устойчивые и неустойчивые звуки
лада Устойчивые (опорные) з в у к и — I, III и V
ступени. Неустойчивые звуки — VII, II, IV и VI ступени. Устойчивые
звуки в до мажоре:
 Наиболее
устойчивый звук в тоническом трезвучии до
мажора:
 Неустойчивые
звуки в до мажоре:

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в до мажоре:

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

Двойное тяготение II ступени:

Задания
1. В тональности до мажор петь переходы от устойчивых звуков
тонического трезвучия к смежным с ними неустойчивым звукам и обратно по
данному образцу: 
2. В тональности соль мажор петь переходы от устойчивых звуков
тонического трезвучия к смежным с ними неустойчивым звукам и обратно.
3. В тональности фа мажор петь переходы от устойчивых звуков
тонического трезвучия к смежным с ними неустойчивым звукам и обратно.
4. В пройденных тональностях петь неустойчивые звуки с разрешением их в ближайшие устойчивые звуки.
5. Определять на слух ступени лада с предварительной настройкой при помощи тонического трезвучия.
6. Какие ступени лада являются устойчивыми?
7. Какие ступени лада являются неустойчивыми?
36. размер 4/4
Размер 4/4 — это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится
четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4 . Обозначение размера
4/4:

Сильные и слабые доли в такте на 4/4: 
Схема дирижирования на 4/4 : 
Примеры ритмических фигур в такте на 4/4 : 
Задания
1. В следующих примерах читать названия нот, строго выдерживая длительности и дирижируя: 

2. Песни «Зайчик» и «Дядя Егор» переписать без слов с другой группировкой: 
3. В следующих песнях найти сильные доли и расставить правильно тактовые черты: 

|