48. ТРИТОНЫ В МАЖОРНОМ ЛАДУ
Тритоны — интервалы, в которых содержатся три
тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Тритоны — резко звучащие интервалы. В них оба звука неустойчивые и
тяготеют к ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной
кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки
сходятся.
Увеличенная кварта в до мажоре:
Уменьшенная квинта в до мажоре:
Разрешение увеличенной кварты и уменьшенной квинты в до мажоре:
Задания
1. Строить на фортепиано в мажорных тональностях (до двух знаков в ключе) тритоны с разрешением.
2. Определять на слух вид тритона (ув. 4 или ум. 5) по разрешению.
3. Какие интервалы называются тритоном?
4. Сколько увеличенных кварт и уменьшенных квинт можно построить в мажорном ладу и от каких ступеней?
5. Как разрешается тритон?
49. СЕКУНДЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ
В гармоническом миноре образуются следующие секунды:
малые секунды —на II, V и VII ступенях;
большие секунды —на I, III, IV ступенях;
увеличенная секунда —на VI ступени. Секунды в гармоническом ля миноре:
Малые секунды в гармоническом ля миноре.
Большие секунды в гармоническом ля миноре:
Увеличенная секунда в гармоническом ля миноре:
Разрешение увеличенной секунды в ля миноре:
Задания
1. Петь вверх секунды от всех ступеней подряд в гармонических минорных тональностях (до двух знаков в ключе).
2. Петь вниз секунды от всех ступеней подряд в гармонических минорных тональностях (до двух знаков в ключе).
3. Петь отдельно большие секунды в гармонических минорных тональностях (до двух знаков в ключе).
4. Петь отдельно малые секунды в гармонических минорных тональностях (до двух знаков в ключе).
5. Петь отдельно увеличенную секунду в гармонических минорных тональностях (до двух знаков в ключе).
6. Сколько малых, больших и увеличенных секунд можно построить в гармоническом миноре и от каких ступеней?
50. ТЕРЦИИ В ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ
В гармоническом миноре образуются следующие
терции: малые терции — на I, II, IV и VII ступенях; большие терции — на
III, V и VI ступенях.
Терции в гармоническом ля миноре:
Малые терции в гармоническом ля миноре:
Большие терции в гармоническом ля миноре:
Задания
1. Петь вверх терции от всех ступеней подряд в гармонических минорных тональностях (до двух знаков в ключе).
2. Петь вниз терции от всех ступеней подряд в гармонических минорных тональностях (до двух знаков в ключе).
3. В пройденных гармонических минорных тональностях петь отдельно малые терции.
4. В пройденных гармонических минорных тональностях петь отдельно большие терции.
5. Сколько больших и малых терций можно построить в гармоническом миноре и от каких ступеней?
6. В песне «Кузнецы» выписать терции, отметить, на каких ступенях они образовались и спеть их:
51. ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ МАЖОРА И ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА
Главные трезвучия лада — тоническое трезвучие
(на I ступени), доминантовое трезвучие (на V ступени) и субдоминантовое
трезвучие (на IV ступени).
Главные трезвучия в тональности до мажор:
Главные трезвучия в тональности ля минор (гармонической):
Задания
1. В пройденных тональностях сначала найти главные трезвучия, а затем спеть их.
2. В каких тональностях данные трезвучия будут тоническими, доминантовыми, субдоминантовыми:
3. Какой аккорд называется трезвучием?
4. Как называются трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях лада?
5. В следующих песнях найти главные трезвучия, а затем спеть
их:
52. НАЗВАНИЯ НИЖНЕГО, СРЕДНЕГО И ВЕРХНЕГО ЗВУКОВ ТРЕЗВУЧИЯ
Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.
Название нижнего звука трезвучия:
Название среднего звука трезвучия:
Название верхнего звука трезвучия:
Задание
В сыгранном трезвучии петь отдельно: основной тон, терцовый тон и квинтовый тон.
|