Как мы помним, "ладом" принято называть "систему взаимоотношений
звуков". Иными словами, среди всех 12 нот темперированной октавы для
конкреттного музыкального сочинения выбирается лишь несколько,
например, 7 звуков (лады ведь бывают не только 7-ступенные). Благодаря
тому, что эти звуки оказываются расположены в октаве неравномерно, они
попадают в неравноправные условия относительно друг друга. Возникают
взаимоотношения - явления устойчивости и тяготения - и именно набор
тяготений и устойчивостей внутри заданного набора звуков и называется
"ладом".
Нетрудно догадаться, что различных ладов может быть построено
невероятно много. Даже если ограничиться темперацией (т.е. равномерным
делением) октавы на 12 полутонов - это ведь далеко не единственный
вариант! - то и из этих 12 звуков можно построить немало различных
ладов. И можете не сомневаться, что в течение истории развития
музыкального искусства, в процессе как творческих так и научных
поисков, было перепробовано великое множество способов организовать
абстрактные звуки в систему - в лад. Существуют даже отдельные
произведения (среди народных песен), которые используют свой
собственный лад, нигде больше не встречающийся. Есть лады всего из двух
звуков, или из трех, и т.д. Большинство существовавших ладов к нашему
времени устарели, другие продолжают использоваться в разных культурах
по всему миру. И музыка, написанная в этих ладах, обладает совершенно
необычайными для нашего слуха красками, недостижимыми никакими
средствами, кроме ладовых.
Здесь и сейчас у нас нет ни желания ни возможности охватить столь
огромную картину, поэтому позволим себе ограничиться только привычной
нам европейской культурой. К нашему времени, из всех более или менее
удачных попыток построения звуковой системы, откристаллизовались лишь
несколько ладов. Два из них получили повсеместное распространение даже
во всем мире - и это хорошо известные вам натуральные мажор и минор. На
греческом языке - на языке той культуры, которая когда-то оказалась
главным "разработчиком" современных ладов - эти два лада называются:
мажор - "ионийский лад", а минор - "эолийский". Эти лады, или эти два
звукоряда, мы легко получаем на белых клавишах фортепиано, принимая за
исходную точку ноту "до" для мажора, и ноту "ля" - для минора.
Помимо этих двух звукорядов, существуют еще пять 7-ступенных ладов.
Их можно чаще всего услышать в народных песнях славянских стран. А
поскольку взгляды и вкусы любого серьезного композитора воспитываются
именно на народной культуре, то эти же народные лады нередко
встречаются и в серьезной музыке самых разных жанров. Общим свойством
всех этих ладов является то, что в их основе (т.е., на их исходном
звуке) строятся либо мажорные, либо минорные трезвучия. Поэтому имеет
смысл считать эти звукоряды разновидностями мажора и минора - но эта
"классификация" все же довольно условна. Также, общим свойством этих
ладов является единство звукоряда. Иными словами, можно получить гаммы
всех этих ладов, используя одни и те же звуки - например, одни и те же
белые клавиши фортепиано. Давайте пройдем по этой "лестнице" по порядку.
Мы используем только белые клавиши, но только одну из них считаем
тоникой. Итак, если тоника - клавиша "до", то звукоряд, опирающийся на
нее, оказывается натуральным (ионийским) мажором - это мы уже знаем. На
тонике "ре" - по тем же белым клавишам - получается один из древних
ладов, широко использовавшихся в Греции и у славян, и живущий по сей
день - "дорийский минор". От привычного нам натурального минора
(ре-минора, конечно), этот звукоряд отличается повышенной 6-й ступенью
(нота "си" вместо "си-бемоля") Из-за этого весь лад приобретает этакую
мягкую просветленность, хотя и остается минором.
От клавиши "ми", по белым, выстраивается еще один минор -
"фригийский". Отличие от натурального минора - понижение 2-й ступени (в
натуральном ми-миноре была бы нота "фа-диез", а не "фа")
На тонике "фа" мы обнаруживаем необычный мажорный звукоряд, он
называется "лидийским мажором". Натуральный мажор преобразуется в
лидийский путем повышения 4-й ступени. Например, захоти мы написать
пьесу в лидийском до-мажоре, нам пришлось бы использовать всюду ноту
"фа-диез" вместо "фа". Это придало бы нашей музыке еще больше "света",
чем в обычном мажоре. Свет будет даже несколько "слепить" - ощущения
возникают именно такие. А другая мелодия в таком же ладу может
неожиданно приобрести лукавый, хитроватый оттенок...
На ноте "соль" - следуя белым клавишам - получается другой мажор,
"миксолидийский". В отличие от натурального мажора, он имеет низкую 7-ю
ступень. Этот лад тоже весьма оригинален по звучанию, и, как ни
странно, очень часто попадается в популярной легкой музыке.
На тонике "ля" белые клавиши дают давно знакомый нам звукоряд -
натуральный или эолийский минор. А на тонике "си" строится весьма
необычная гамма, в которой тяготения ступеней так сильно искажены, что
почти не позволяют нам, современным европейцам, воспринимать все это
как лад. Этот лад называется "локрийским", и попытки возродить и
"приручить" его не раз предпринимались композиторами советской школы -
Прокофьевым, Шостаковичем и Стравинским.
Использование народных ладов при сочинении музыки не только придает
этой музыке свежие и непривычные краски, которые невозможно получить
другими путями. Кроме этого, изменяются и многие привычные элементы
поведения гармонии. Например, в дорийском миноре становится нормой
мажорное трезвучие на 4-й ступени - мажорная субдоминанта в миноре. Это
очень освежает звучание музыки. А в другом миноре - фригийском -
оказывается попросту невозможным использовать аккорды на 2-й ступени.
Только на 2-й пониженной. Тот самый класс аккордов, которые в условиях
натуральных ладов называют "неаполитанскими" - здесь становится не
только нормальным, но и неизбежным. В миксолидийском мажоре вы будете
иметь дело с минорным трезвучием в качестве доминанты - а это весьма
необычно звучит. И так далее. Использование древних ладов открывает
великолепные возможности как для гармонии, так и для самой мелодии
Вашей музыки.
Чтобы убедиться, попробуйте провести эксперимент. Перепишите (или
просто откорректируйте "на ходу", во время исполнения) любую мелодию,
сочиненную вами, или просто хорошо Вам знакомую, в один из древних
ладов. Как Вы понимаете, в каком бы ладу эта музыка ни была изначально,
у вас есть еще 6 вариантов для опытов. Послушайте, как разительно
трансформируется сама окраска музыки, если ее исполнить в ином ладу.
Этот эксперимент лучше всего продемонстрирует Вам открывающиеся
возможности.
Помимо перечисленных, в народной музыке широко используются еще два
лада, которые являются в большой степени производными от натуральных
мажора и минора. Эти два звукоряда можно получить, убрав из натуральной
гаммы два звука, образующих малые секунды. Например, если брать за
исходный звукоряд белые клавиши фортепиано, то достаточно НЕ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ две ноты - "фа" и "си", чтобы получить эти необычные
гаммы. Как Вы понимаете, в гамме после этого остается только 5
ступеней, поэтому она называется "пентатоникой". И она тоже может быть
мажорной и минорной. Ля-минор без участия тех же двух клавиш - "фа" и
"си" - это и есть минорная пентатоника. Также, по пентатонному
звукоряду расположены ЧЕРНЫЕ клавиши фортепиано : от ноты "фа-диез"
строится мажорная, а от "ре-диез" - минорная пентатоника. Оба эти лада
широко распространены в наши дни в Китае, Японии, многих азиатских
странах, а также на большинстве территорий Сибири. Особенностью
пентатиники является отсутствие малых секунд, а следовательно - резко
тяготеющих, резко неустойчивых звуков.
Вот пример мелодии в минорной пентатонике:
Прослушать
и в мажорной:
Прослушать
Мы советуем вам не воспринимать все эти сведения как сухую
академическую теорию. Все это живет в окружающем нас мире, и ждет,
когда и вы попробуете это использовать. Прочитав эту статью, попробуйте
сразу же услышать "живой" лад в действии. Набросайте несложную мелодию
прямо из головы, и расположите ее по звукам одного из этих ладов. Или
возьмите давно знакомую музыку, и попробуйте исполнить ее с применением
нестандартноо звукоряда. Это позволит вам сразу же включить новые
средства в Ваш творческий арсенал - и это сделать совсем нетрудно,
нужно лишь несколько минут. А неожиданные впечатления и восторженную
реакцию мы вам гарантируем!
Помимо собственно различных ладов, в музыке довольно распространена
особая техника построения мелодий, когда внутри одного сочинения
переплетаются и чередуются различные лады. Это явление называется
переменным ладом, И бывает двух основных типов:
1. Параллельный переменный лад - когда в мелодии (или гармонии)
попеременно действуют мажор и минор, имеющие общий звукоряд. Это
означает, что смена лада может никак не отражаться на встречных знаках,
мелодия использует все время звуки одной и той же гаммы, но тем не
менее, можно явственно ощутить присутствие то одной тоники, то другой -
то есть, изменяются тяготения звуков, а не сами звуки. Ощущение, между
прочим, довольно приятное, похожее на переливы радужных цветов в
стеклянной игрушке.
Прослушать
Другая ситуация, также очень широко распространенная - когда внутри одного
произведения взаимозаменяются одноименные мажор и минор, то есть, имеющие общую
тонику, но разные звукоряды. Этот переменный лад называется "мажоро-минором",
и каждая перемена лада хорошо видна в нотах из-за встречных знаков:
Прослушать
|