2. Мелодическое положение аккорда определяется по его верхнему звуку.
3. В музыкальной практике аккорды, применяются чаще всего в четырехголосном изложении. Для этого трехзвучные аккорды получают удвоение одного из звуков. Так, в трезвучиях, где бас является примой, прима и удваивается.
В секстаккордах, где бас является терцией, терция не удваивается. В квартсекстаккордах, где бас является квинтой, квинта и удваивается.
Четырехголосные аккорды, как правило, записываются на двух нотных станах: бас и тенор в басовом ключе, альт и сопрано в скрипичном ключе.
Сольфеджирование четырехголосных аккордов осуществляется по вертикали снизу вверх, в строгой последовательности: бас — тенор — альт — сопрано.
4. Расположение аккорда Расстояние между соседними звуками аккорда определяет его расположение. При этом бас не берется во внимание и учитывается расстояние только между альтом и тенором, между альтом и сопрано. Если расстояние между этими голосами не превышает интервала КВАРТЫ — это ТЕСНОЕ расположение. Если расстояние между названными голосами шире — это ШИРОКОЕ расположение.
Встречается и СМЕШАННОЕ расположение, когда в одном случае интервал не превышает кварты, а между другой парой голосов — это квинта или секста. Обычно такое расположение образуется при изложении секстаккордов.
Задания 1. Расположите аккорды по терциям и определите названия аккордовых тонов.
2. Постройте, сыграйте, спойте следующие четырехголосные аккорды: I35 в широком расположении, в мелодическом положении квинты; S64 в тесном расположении, в мелодическом положении примы;
D6 в смешанном расположении, в мелодическом положении квинты; D7 в широком расположении, в мелодическом положении терции; T35 в тесном расположении, в мелодическом положении примы в тональностях: C-dur — a-moll, G-dur — e-moll, F-dur — d-moll.