1. Соотношение аккордов Два соседних аккорда имеют определенный интервал между своими примами. Этот интервал определяет, в каком соотношении между собой находятся оба созвучия.
Таким образом, существует кварто—квинтовое соотношение аккордов T-D-T, T-S-Т и секундовое соотношение S —► D. Терциевое соотношение распространяется на побочные аккорды.
2. Общие звуки Аккорды терциевого соотношения имеют два общих звука. Аккорды кварто—квинтового соотношения имеют в своем составе по одному звуку одного названия. Он называется ОБЩИЙ ЗВУК.
Аккорды терциевого соотношения имеют два общих звука.
Аккорды секундового соотношения не имеют общих звуков.
3. Соединение аккордов
Соединение двух аккордов, при котором общие звуки остаются на месте, называется ГАРМОНИЧЕСКИМ. Так соединяются аккорды кварто-квинтового и терциевого соотношений.
Соединение двух аккордов, при котором звуки не остаются на месте, называется МЕЛОДИЧЕСКИМ. Для аккордов секундового соотношения (S—► D) это единственный способ соединения, при котором три звука идут в одном направлении и один — в противоположном.
Задания 1. Постройте, сыграйте и спойте:
Т - D - Т Т - S - Т S - D - Т в мажорных тональностях до одного знака.
Двухголосное сольфеджио.
3. Решите задачу на гармонизацию мелодии.
Примечание. После доминанты нельзя брать субдоминантовую функцию!