Главная | Регистрация | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Среда, 08.01.2025, 05:42

Музыкальная школа OnLine

  • Гитарная школа
  • С чего начать?
  • Статьи
  • Форум
  • FAQ



Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Основы
Сольфеджио и теория музыки
Таблицы
Музыкальная грамота Г.Фридкина
Статьи - сканы из книги Г.Фридкина "Практическое руководство по музыкальной грамоте"
Поиск Google
Календарь

SetLinks


Главная » Статьи » Теория музыки » Сольфеджио и теория музыки

Тема3. Доминантсептаккорд.
1.Септаккорд совокупность четырех звуков, расположенных по терциям.
Между крайними голосами такого аккорда образуется интервал СЕПТИМА. Если это септима большая, то и септаккорд называется БОЛЬШОЙ. Если это септима малая, то и септаккорд — МАЛЫЙ.
В основании каждого септаккорда образуется трезвучие. Название трезвучия также входит в название септаккорда. Наиболее распространены из них:

Малый мажорный — Б35 + Зм.
Малый минорный — М35 + Зм.
Полууменьшенный — УМ35 + 36.
Уменьшенный — УМ35 + Зм.
Большой мажорный — Б35 + 36.
Большой минорный — М35 + 36.

Септаккорды могут находиться на любых ступенях тональности. Поэтому ступеневая принадлежность становится определяющей для обозначения септаккордов. Например, септаккорд второй ступени обозначается П7, септаккорд третьей ступени — Ш7 и так далее.

2. Септаккорд на пятой ступени натурального мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд, так как в его основании находится трезвучие пятой ступени (доминанта). Обозначается аккорд римской цифрой V, указывающей на принадлежность к пятой ступени, и арабской цифрой 7, указывающей на четырехзвучный состав, крайними голосами образующий интервал септиму. D7 — доминантсептаккорд.
Интервальный состав равен 36 + Зм + Зм. Разрешение аккорда — в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.

Построение аккорда в тональности:
—    определить ключевые знаки,
—    найти пятую ступень,
—    от V ступени расположить четыре звука по терциям
—    если это минор, повысить терциевый тон,
—    приму, терцию, квинту разрешить в утроенную тонику,
—    септиму разрешить на ступень вниз.



Построение аккорда от заданного звука осуществляется в том же порядке, но первым действием следует определить тональность (заданный звук это и есть пятая ступень), затем поставить ключевые знаки.

Интонирование аккорда:
по камертону настроиться в нужную тональность, голосом найти ее пятую ступень, от нее сольфеджировать мажорное трезвучие, допеть к нему Зм (минорное наклонение). При разрешении следует внутренним слухом Найти тонику, при йении ее утроить и допеть к ней соответствующий Минорный или мажорный терциевый тон.

Особенности четырехголосного изложения D7-аккорда.

В басу находится только прима аккорда. Терция, квинта и септима могут в любом порядке распределиться по голосам: тенор — альт — сопрано, образуя разные мелодические положения D7-аккорда и разные его расположения.



3. Обращения D7-аккорда
В результате поочередного переноса нижних звуков септаккорда образуется три его обращения:
 
квинтсекстаккорд (D56),
терцквартаккорд (D34),
секундаккорд (D2).



В обращениях септаккорда всегда присутствует секунда. Ее верхнее местонахождение указывает на квинтсекстаккорд при определении на слух. Секунда в середине указывает на терцквартаккорд, а секунда в основании — на секундаккорд.

D56 находится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора.. Интервальный состав равен УМ35 + 26. Разрешение в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном, при этом верхний звук остается на месте.   

D34 находится на II ступени натурального мажора, гармонического минора. Интервальный состав равен Зм +.26 + 36. Разрешение в тоническое развернутое трезвучие, при этом верхний звук двигается вверх.

D2 находится.на IV ступени (субдоминанта), поэтому из всех обращений аккорд наиболее диссонирующий. Он также имеет место в натуральном мажоре и только в гармоническом миноре. Интервальный состав равен 26 + Б35. Разрешение в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенным основным тоном, при этом верхний звук двигается вниз.

Определение на слух:
а)    местоположение секунды, при поочередном проигрывании или пропевании, указывает, какое обращение D7-аккорда мы слышим;
б)    тяготение верхнего звука к разрешению, при одновременном
звучании аккорда, также подсказывает, какое обращение D7-аккорда следует назвать.

Правило разрешения 07-аккорда и его обращений.
Прима — на месте.
Терция — на полтона вверх.
Квинта — на тон вниз.
Септима — полтона вниз (dur), тон вниз (moll).

Исключение: прима при разрешении D7 основного вида двигается скачком на кварту вверх или на квинту вниз в тонику.



4. Особенности четырехголосного изложения обращений D7-аккорда

Главное условие — это положение баса.
D7 — прима аккорда и V ступень тональности.
D56 — терция аккорда и VII ступень натурального мажора, гармонического минора.
D34 — квинта аккорда и II ступень тональности.
D2 — септима аккорда и IV ступень тональности.
Остальные три звука могут располагаться в любом порядке по голосам тенора, альта и сопрано. Определите сами мелодическое положение, расположение и название аккорда.

Сыграйте их, спойте по вертикали и аккордом (хором).

Примечание. При определении на слух аккордов подобного изложения следует ориентироваться на бас, определяя его ступеневую принадлежность и слушая ход его разрешения.

5. Памятка к D7- аккорду и его обращениям
Мажорная окраска, диссонанс, созвучие крайне неустойчиво.




Задания
1.    От звука «ре» построить D7 и его обращения, сделать разрешения и определить тональность в каждом отдельном случае.
2.    Построенное спеть, поддерживая инструментом только исходный звук.
3.    Играть D7 с обращениями, в четырехголосном изложении, в тональностях: G-dur — е-moll, F-dur — d-moll.
4.    Сольфеджировать одноголосие.



Категория: Сольфеджио и теория музыки | Добавил: Kutcher (16.05.2009)
Просмотров: 12451 | Теги: квинта, сольфеджио, доминанта, доминантсептаккорд, аккорды, интервалы, септима, доминант
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Звучание каких музыкальных инструментов вам ближе к сердцу?

Всего ответов: 2119

Аттестат
Банеры


Rambler's Top100
Реклама



Copyright MyCorp © 2025



ss