1.Септаккорд совокупность четырех звуков, расположенных по терциям.
Между крайними голосами такого аккорда образуется интервал СЕПТИМА.
Если это септима большая, то и септаккорд называется БОЛЬШОЙ. Если это
септима малая, то и септаккорд — МАЛЫЙ.
В основании каждого септаккорда образуется трезвучие. Название
трезвучия также входит в название септаккорда. Наиболее распространены
из них:
Септаккорды могут находиться на любых ступенях тональности. Поэтому
ступеневая принадлежность становится определяющей для обозначения
септаккордов. Например, септаккорд второй ступени обозначается П7,
септаккорд третьей ступени — Ш7 и так далее.
2. Септаккорд на пятой ступени натурального мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд,
так как в его основании находится трезвучие пятой ступени (доминанта).
Обозначается аккорд римской цифрой V, указывающей на принадлежность к
пятой ступени, и арабской цифрой 7, указывающей на четырехзвучный
состав, крайними голосами образующий интервал септиму. D7 —
доминантсептаккорд.
Интервальный состав равен 36 + Зм + Зм. Разрешение аккорда — в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.
Построение аккорда в тональности:
— определить ключевые знаки,
— найти пятую ступень,
— от V ступени расположить четыре звука по терциям
— если это минор, повысить терциевый тон,
— приму, терцию, квинту разрешить в утроенную тонику,
— септиму разрешить на ступень вниз.
Построение аккорда от заданного звука осуществляется в том же порядке, но первым действием следует определить тональность (заданный звук это и есть пятая ступень), затем поставить ключевые знаки. Интонирование аккорда: по камертону настроиться в нужную тональность, голосом найти ее пятую ступень, от нее сольфеджировать мажорное трезвучие, допеть к нему Зм (минорное наклонение). При разрешении следует внутренним слухом Найти тонику, при йении ее утроить и допеть к ней соответствующий Минорный или мажорный терциевый тон. Особенности четырехголосного изложения D7-аккорда. В басу находится только прима аккорда. Терция, квинта и септима могут в любом порядке распределиться по голосам: тенор — альт — сопрано, образуя разные мелодические положения D7-аккорда и разные его расположения.
3. Обращения D7-аккорда В результате поочередного переноса нижних звуков септаккорда образуется три его обращения:
В обращениях септаккорда всегда присутствует секунда. Ее верхнее местонахождение указывает на квинтсекстаккорд при определении на слух. Секунда в середине указывает на терцквартаккорд, а секунда в основании — на секундаккорд.
D56 находится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора.. Интервальный состав равен УМ35 + 26. Разрешение в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном, при этом верхний звук остается на месте.
D34 находится на II ступени натурального мажора, гармонического минора. Интервальный состав равен Зм +.26 + 36. Разрешение в тоническое развернутое трезвучие, при этом верхний звук двигается вверх.
D2 находится.на IV ступени (субдоминанта), поэтому из всех обращений аккорд наиболее диссонирующий. Он также имеет место в натуральном мажоре и только в гармоническом миноре. Интервальный состав равен 26 + Б35. Разрешение в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенным основным тоном, при этом верхний звук двигается вниз.
Определение на слух: а) местоположение секунды, при поочередном проигрывании или пропевании, указывает, какое обращение D7-аккорда мы слышим; б) тяготение верхнего звука к разрешению, при одновременном звучании аккорда, также подсказывает, какое обращение D7-аккорда следует назвать.
Правило разрешения 07-аккорда и его обращений. Прима — на месте. Терция — на полтона вверх. Квинта — на тон вниз. Септима — полтона вниз (dur), тон вниз (moll).
Исключение: прима при разрешении D7 основного вида двигается скачком на кварту вверх или на квинту вниз в тонику.
4. Особенности четырехголосного изложения обращений D7-аккорда
Главное условие — это положение баса. D7 — прима аккорда и V ступень тональности. D56 — терция аккорда и VII ступень натурального мажора, гармонического минора. D34 — квинта аккорда и II ступень тональности. D2 — септима аккорда и IV ступень тональности. Остальные три звука могут располагаться в любом порядке по голосам тенора, альта и сопрано. Определите сами мелодическое положение, расположение и название аккорда.
Сыграйте их, спойте по вертикали и аккордом (хором).
Примечание. При определении на слух аккордов подобного изложения следует ориентироваться на бас, определяя его ступеневую принадлежность и слушая ход его разрешения.
5. Памятка к D7- аккорду и его обращениям Мажорная окраска, диссонанс, созвучие крайне неустойчиво.
Задания 1. От звука «ре» построить D7 и его обращения, сделать разрешения и определить тональность в каждом отдельном случае. 2. Построенное спеть, поддерживая инструментом только исходный звук. 3. Играть D7 с обращениями, в четырехголосном изложении, в тональностях: G-dur — е-moll, F-dur — d-moll. 4. Сольфеджировать одноголосие.