Тема4. Доминантсептаккорд с обращениями в гармонической последовательности.
1. Положение баса В качестве предварительных сведений напомним:
а) гармоническое изложение четырехголосия на двух нотных станах требует удвоения в трехзвучных аккордах, б) на название аккорда указывает бас.
Примечание. В трехзвучных аккордах удваивается бас, за ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЕКСТАККОРДА (Т6 - S6 - D6).
2. Гармонизация мелодии по данным буквенно-цифровым обозначениям.
Нам встретилось обозначение К64. Это кадансовый квартсекстаккорд. Данное Созвучие по составу совпадает с тоническим квартсекстаккордом, который наиболее часто употребляется в завершениях (каденциях) музыкальных построений.
Гармонизация мелодии для синтезаторного автоаккомпанемента. Предварительно напомним, что аккорды автоаккомпанемента не должны выходить за пределы «фа» малой октавы внизу и «фа» первой октавы вверху. Поэтому следует активно применять обращения аккордов.
Весенняя песенка
Аранжировка — переложение музыкального произведения для иного состава исполнителей. Выполним аранжировку «Весенней песенки» для трехголосного хора (ансамбля).
Напомним, что нижний голос не должен опускаться ниже «ля» малой октавы. Там, где не получается трехголосие, прибегаем к двухголосному изложению. Когда мелодия уходит в нижнюю тонику, нужен унисон.
Задания
1. В прелюдии №20 (c-moll) Ф. Шопена найдите все D7-аккорды и обращения, подпишите их.