Главная | Регистрация | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Среда, 08.01.2025, 06:01

Музыкальная школа OnLine

  • Гитарная школа
  • С чего начать?
  • Статьи
  • Форум
  • FAQ



Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Основы
Сольфеджио и теория музыки
Таблицы
Музыкальная грамота Г.Фридкина
Статьи - сканы из книги Г.Фридкина "Практическое руководство по музыкальной грамоте"
Поиск Google
Календарь

SetLinks


Главная » Статьи » Теория музыки » Сольфеджио и теория музыки

Тема5. Лад.
1.    Лад как система
Лад — система устойчивых, неустойчивых ступеней.
Звуковые системы возникли еще на заре человечества. В античный период уже известными были: трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд. Хорд в буквальном переводе — «струна». Теперь мы это понимаем как ступень. Таким образом, существовали трех-, четырех-, пяти-, ше-стиступенные звуковые системы. Значительно позже была введена седьмая ступень. С ее появлением широкое распространение получили семиступенные лады: мажорный и минорный.
Система тяготений (формула) мажорного лада определяется расстояниями между соседними ступенями:  I(1t) II(1T) III(1/2t) V(1t) VI(1t) VII(1/2t) I.

Формула минора : 1т 1/2т 1Т 1Т 1/2т 1т 1т.

2.    Тональность— высота положения лада.
Лад можно выстроить от любого из 12 звуков, но при этом весь звукоряд будет либо повышаться, либо понижаться, размещаясь на нотном стане. В точном соответствии с формулой мажора находится семиступенный звукоряд от ноты «до» (натуральный звукоряд). Он получил название до мажор.
В точном соответствии с формулой минора находится семиступенный звукоряд от ноты «ля». Он получил название ля минор.
Гамма — поступенное движение по ступеням лада в нисходящем или восходящем движении Таким образом, лад — система устоев и неустоев; гамма — поступенное движение.
Выстраивая лад от каждого из других звуков, необходимо «подгонять» несовпадающие расстояния под формулу лада. Так возникают ключевые знаки. Появление ключевых знаков имеет определенную закономерность. Так, диезы появляются друг за другом через интервал квинты, а бемоли — через интервал кварты. В результате образуется кварто-квинтовый круг.



3. Диезные, бемольные тональности
В каждой тональности могут быть только родственные ключевые знаки, т.е. только диезы или только бемоли. Есть возможность быстро определять, какая из тональностей является диезной, а какая— бемольной.

Мажорные тональности, в названии которых нет знака альтерации, относятся к ДИЕЗНЫМ. Например: соль мажор, ля мажор, си мажор и т.д.
Исключение: фа мажор имеет си-бемоль при ключе.
Минорные тональности, в названии которых нет знака альтерации, относятся к БЕМОЛЬНЫМ. Например: до минор, ре минор, фа минор, соль минор.
Исключение: ми минор имеет фа диез при ключе, си минор имеет фа диез и до диез при ключе.


В остальных случаях знак альтерации, заявленный в названии тональности, указывает на ее принадлежность к диезным или бемольным ключевым знакам. Например: до-диез минор — диезная тональность, а ми-бемоль мажор — бемольная тональность.

4. Определение ключевых знаков
Для быстрой ориентации в ключевых знаках существуют различные приемы. Один из таких — «последний ключевой знак». Таким образом, последний диез мажорной тональности находится на VII ступени. Например, тональность ля мажор имеет на VII ступени звук «соль». Значит, «соль-диез» — это последний ключевой знак, а первым всегда является «фа-диез». Следовательно, ключевыми знаками тональности ля мажор будут фа-диез, до-диез, соль-диез.
Последний бемть минорной тональности находится на VI ступени. Например, тональность си-бемоль минор имеет на VI ступени звук «соль». Значит, «соль-бемоль» — это Последний ключевой знак, а первым всегда является «си-бемоль». Следовательно, ключевыми знаками тональности си-бемоль минор будут: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль и.соль-бемоль.



5. Параллельные, одноименные тональности
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ.



Это парные тональности. Одна из них — мажорная, другая — минорная. Тоника минорной тональности находится на Зм ниже своей мажорной параллели.
Тональности с одинаковыми тониками называются ОДНОИМЕННЫМИ.



Одна из них — мажорная, другая — минорная.

6. Виды мажора и минора.
 
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР, за счет повышения VII ступени:
Тональности, выстроенные в соответствии формулам мажора и минора, называются НАТУРАЛЬНЫМИ. От натуральных гамм образуются: ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР, за счет понижения VI ступени:




ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР, за счет повышения VII ступени:



Характерный признак гармонических ладов — наличие увеличенной секунды (УВ.2).
Мелодический Минор отличается от натурального повышением У\ и VII ступеней.



Признак мелодического минора — мажорный верхний тетрахорд. В нисходящем движении мелодический минор исполняется как натуральный.

Мелодический мажор отличается от натурального понижением VI и VII ступеней.



Признак мелодического мажора — минорный верхний тетрахорд.
Мелодический мажор наименее употребим в музыкальной практике и существует только в НИСХОДЯЩЕМ движении.

7. Пентатоника
Лад, состоящий из пяти ступеней, называется ПЕНТАТОНИКА. Пентатоника характерна для музыкальной культуры народов Средней Азии, Дальнего Востока, Монголии, Китая, Японии. Широкое применение пентатоника находит в русском народном песнетворчестве.
Пентатоника отличается отсутствием полутоновых тяготений. Для этого из натурального мажора и минора исключаются ступени, образующие диатонические полутоны. Таких ступеней по две как в мажоре, так и в миноре. Отсутствие таких ступеней не должно нарушать тонических трезвучий данных тональностей. Поэтому мажорная пентатоника образуется от натурального мажора исключением IV и VII ступеней.



Минорная пентатоника образуется от натурального минора исключением II и VI ступеней.




Задания

1.    Построить одноименные лады с их разновидностями от звука «си-бемоль» по следующей схеме: вверх — натуральный мажор, вниз — натуральный минор; вверх — гармонический мажор, вниз — гармонический минор; вверх — мелодический минор, вниз — мелодический мажор; вверх — мажорная пентатоника, вниз — минорная пентатоника.
2.    Петь с мануальными знаками выстроенною последовательность гамм от «си-бемоль», включая пентатонику.
3.    Построить и сольфеджировать интонационную цепочку D7-аккорда с обращениями от звука «до».
4.    Сольфеджировать одноголосие

5.    Транспонировать украинскую народную песню «Там пiд лiсом» на Зм вверх, сольфеджировать в транспорте.
6.    Подобрать аккомпанемент к русской народной песне «Не слышно шуму городского», употребляя D7-аккорд и его обращения.
7. Решить задачу на гармонизацию мелодии по заданным аккордовым обозначениям



Правила гармонии:
—    расстояния между соседними голосами не превышают интервал ; октавы (не распространяется на партию баса),
—    скачки — ход голоса на интервалы шире терций — запрещены до введения специальных правил (не распространяется на партию баса).

Категория: Сольфеджио и теория музыки | Добавил: Kutcher (16.05.2009)
Просмотров: 5259 | Теги: тональность, квинта, сольфеджио, лад, аккорды, интервалы, септима
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Звучание каких музыкальных инструментов вам ближе к сердцу?

Всего ответов: 2119

Аттестат
Банеры


Rambler's Top100
Реклама



Copyright MyCorp © 2025



ss