Главная | Регистрация | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Среда, 08.01.2025, 05:45

Музыкальная школа OnLine

  • Гитарная школа
  • С чего начать?
  • Статьи
  • Форум
  • FAQ



Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Основы
Сольфеджио и теория музыки
Таблицы
Музыкальная грамота Г.Фридкина
Статьи - сканы из книги Г.Фридкина "Практическое руководство по музыкальной грамоте"
Поиск Google
Календарь

SetLinks


Главная » Статьи » Теория музыки » Сольфеджио и теория музыки

Тема6. Вводные септаккорды
1. Малый вводный септаккорд (VII 7)
Седьмая ступень натурального мажора и гармонического минора обладает ярко выраженным тяготением вверх. Она «вводит» мелодию в тонику. Септаккорды, выстроенные на этой ступени, получили тоже название вводных. В натуральном мажоре вводный септаккорд имеет интервальный состав УМ35 +36. Между крайними голосами образуется интервал малая септима. Отсюда и название «малый», а «вводный» указывает на принадлежность к вводной VII ступени натурального мажора.


Рассмотрим каждый тон септаккорда с точки зрения функциональной принадлежности. Прима и терция аккорда входят в доминантовое трезвучие, а квинта и септима входят в субдоминантовое трезвучие. Отсюда ощущение мягкого диссонанса при вбсприятии аккорда на слух. С другой стороны, доминантовые звуки придают созвучию характер неустойчивости, но тяготение VII 7 в тонику слабое. Поэтому при разрешении аккорда его септима переводится на тон вниз. В результате образуется D56 с его ярко выраженным тяготением к тоническому трезвучию. Таким образом, VII7 разрешается в тонику через доминантовый аккорд.



2.    Обращения малого вводного септаккорда имеют уже знакомые нам названия, но к ним добавляется ступеневая принадлежность:

Квинтсекстаккорд седьмой ступени VII56,
Терцквартаккорд седьмой степени VII34,
Секундаккорд седьмой ступени VII2.

VII 7 находится на вводной ступени, и его интервальный состав
равен Зм + Зм +36. 
VII56 находится на II ступени, и его интервальный состав равен М35+ 26.

VII34 находится на IV ступени, и его интервальный состав равен 36. +26. + Зм.
VII2 находится на VI ступени, и его интервальный состав равен 26 + УМ35.

3.    Разрешение обращений VII7
Везде соблюдается принцип: септима двигается вниз, образуя с оставшимися звуками обращение D7-аккорда, и далее — по знакомым правилам. Напомним, септима в обращениях это нижний звук секунды.



Обратите внимание на закономерность перехода VII7 в доминантовые аккорды. Каждое обращение вводного септаккорда переходит в следующее по порядку обращение доминантсептаккорда.

Назовем это — «правило часовой стрелки».


4. Особенности четырехголосного изложения VII7-аккорда с его обращениями

Главное условие — положение баса.
VII7 — в басу прима аккорда, она же VII ступень тональности;
VII56 — в басу терция аккорда, она же II ступень тональности;
VII34 — в басу квинта аккорда, она же IV ступень тональности;
VII2 — в басу септима аккорда, она же VI ступень тональности.

Принцип разрешения: септима аккорда двигается вниз на ступень, образуя созвучие доминантсептаккордовой группы. Тенор, альт, сопрано располагаются свободно, по любым из оставшихся после баса звуков.



Задание
Построить, играть, петь по вертикали VII7 с обращениями, с разрешениями, во всех мелодических положениях и расположениях, в тональностях до мажор, фа мажор.

5. Памятка к VII7-аккорду и его обращениям
Минорное наклонение, отсутствие острого тяготения в тонику, «Правило часовой стрелки».



6. VII7-аккорд в гармоническем обороте
Наиболее благозвучным появление вводного септаккорда (его обращения) оказывается, когда ему предшествует субдоминантовая функция. В гармоническом обороте следует придерживаться гармонического соединения аккордов. Следуя обозначениям Т — 8 — VI17 — 056 — Т, выстроим все гармонические обороты в тональности до мажор.



Задания


1.    Взяв за исходное мелодическое положение терции в тесном расположении, выстроить аналогичные гармонические обороты. Сыграть их и спеть по вертикали в тональностях ре мажор, си-бемоль мажор.

2.    Сольфеджировать двухголосие.



3. Выполнить аранжировку для трехголосного хора (ансамбля)



4. Гармонизовать мелодию по данным обозначениям.


5. Выполнить синтезаторный автоаккомпанемент к мелодии «Где ты был, мой баран?».
Правила гармонии: ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ аккорда называется повторение той же гармонии с изменением мелодического положения или расположения аккорда. Перемещение позволяет применять скачки в голосоведении до сексты включительно (см. первый такт).


Категория: Сольфеджио и теория музыки | Добавил: Kutcher (16.05.2009)
Просмотров: 5510 | Теги: септима, квинта, сольфеджио, септаккорд, аккорды, интервалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Звучание каких музыкальных инструментов вам ближе к сердцу?

Всего ответов: 2119

Аттестат
Банеры


Rambler's Top100
Реклама



Copyright MyCorp © 2025



ss