1. Малый вводный септаккорд (VII 7) Седьмая ступень натурального мажора и гармонического минора обладает ярко выраженным тяготением вверх. Она «вводит» мелодию в тонику. Септаккорды, выстроенные на этой ступени, получили тоже название вводных. В натуральном мажоре вводный септаккорд имеет интервальный состав УМ35 +36. Между крайними голосами образуется интервал малая септима. Отсюда и название «малый», а «вводный» указывает на принадлежность к вводной VII ступени натурального мажора.
Рассмотрим каждый тон септаккорда с точки зрения функциональной принадлежности. Прима и терция аккорда входят в доминантовое трезвучие, а квинта и септима входят в субдоминантовое трезвучие. Отсюда ощущение мягкого диссонанса при вбсприятии аккорда на слух. С другой стороны, доминантовые звуки придают созвучию характер неустойчивости, но тяготение VII 7 в тонику слабое. Поэтому при разрешении аккорда его септима переводится на тон вниз. В результате образуется D56 с его ярко выраженным тяготением к тоническому трезвучию. Таким образом, VII7 разрешается в тонику через доминантовый аккорд.
2. Обращения малого вводного септаккорда имеют уже знакомые нам названия, но к ним добавляется ступеневая принадлежность:
VII 7 находится на вводной ступени, и его интервальный состав равен Зм + Зм +36. VII56 находится на II ступени, и его интервальный состав равен М35+ 26.
VII34 находится на IV ступени, и его интервальный состав равен 36. +26. + Зм. VII2 находится на VI ступени, и его интервальный состав равен 26 + УМ35.
3. Разрешение обращений VII7 Везде соблюдается принцип: септима двигается вниз, образуя с оставшимися звуками обращение D7-аккорда, и далее — по знакомым правилам. Напомним, септима в обращениях это нижний звук секунды.
Обратите внимание на закономерность перехода VII7 в доминантовые аккорды. Каждое обращение вводного септаккорда переходит в следующее по порядку обращение доминантсептаккорда.
Назовем это — «правило часовой стрелки».
4. Особенности четырехголосного изложения VII7-аккорда с его обращениями
Главное условие — положение баса. VII7 — в басу прима аккорда, она же VII ступень тональности; VII56 — в басу терция аккорда, она же II ступень тональности; VII34 — в басу квинта аккорда, она же IV ступень тональности; VII2 — в басу септима аккорда, она же VI ступень тональности.
Принцип разрешения: септима аккорда двигается вниз на ступень, образуя созвучие доминантсептаккордовой группы. Тенор, альт, сопрано располагаются свободно, по любым из оставшихся после баса звуков.
Задание Построить, играть, петь по вертикали VII7 с обращениями, с разрешениями, во всех мелодических положениях и расположениях, в тональностях до мажор, фа мажор.
5. Памятка к VII7-аккорду и его обращениям Минорное наклонение, отсутствие острого тяготения в тонику, «Правило часовой стрелки».
6. VII7-аккорд в гармоническем обороте Наиболее благозвучным появление вводного септаккорда (его обращения) оказывается, когда ему предшествует субдоминантовая функция. В гармоническом обороте следует придерживаться гармонического соединения аккордов. Следуя обозначениям Т — 8 — VI17 — 056 — Т, выстроим все гармонические обороты в тональности до мажор.
Задания
1. Взяв за исходное мелодическое положение терции в тесном расположении, выстроить аналогичные гармонические обороты. Сыграть их и спеть по вертикали в тональностях ре мажор, си-бемоль мажор.
2. Сольфеджировать двухголосие.
3. Выполнить аранжировку для трехголосного хора (ансамбля)
4. Гармонизовать мелодию по данным обозначениям.
5. Выполнить синтезаторный автоаккомпанемент к мелодии «Где ты был, мой баран?». Правила гармонии: ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ аккорда называется повторение той же гармонии с изменением мелодического положения или расположения аккорда. Перемещение позволяет применять скачки в голосоведении до сексты включительно (см. первый такт).