1. Определение и разрешение Септаккорд, выстроенный на VII (вводной) ступени гармонического мажора и гармонического минора, имеет между своими крайними голосами интервал УМЕНЬШЕННАЯ септима. Поэтому созвучие получило название Уменьшенный вводный септаккорд и буквенно-цифровое обозначение УМ. VII7.
Интервальный состав равен Зм + Зм + Зм. Разрешение УМ. VII7 выполняется по правилам малого вводного. Септима септаккорда двигается на ступень вниз, образуя D56, который по известным правилам разрешается в тонику.
2. Обращения УМ. VII 7-аккорда Названия, разрешения и ступеневая принадлежность те же, как и у малого вводного септаккорда. Однако, секунда в обращениях УМ. VII7 —
увеличенная. Этим обуславливается большая напряженность, диссонантность и минорность наклонения уменьшенного 7-аккорда.
3. Четырехголосное изложение уменьшенного вводного 7-аккорда на двух нотных станах Тип и вид аккорда определяется положением баса:
в басу прима — основной аккорд, в басу терция — квинтсекстаккорд, в басу квинта — терцквартаккорд, в басу септима — секундаккорд.
Правила гармонии: восходящее движение голосов на увеличенные и уменьшенные интервалы ЗАПРЕЩЕНЫ.
Задания 1. По данным выше образцам построить, играть, петь по вертикали УМ. VII7 с обращениями и разрешениями в тональностях ми минор, ре минор, соль минор, си минор. 2. Выполнить задачу на гармонизацию баса по данным буквенное цифровым обозначениям и заданной мелодии.
Правила гармонии: ПРОХОДЯЩИЙ ОБОРОТ — поступенное дви- жение баса от трезвучия к его секстаккорду через проходящий кварт- секстаккорд другой функции: F
T — D64 — T Т6 — D64 — Т (см. пятый такт),
3. Сольфеджировать одноголосие. 4. Петь сольфеджио в транспорте на Зм вверх.
5. Выполнить аранжировку для трехголосного хора (ансамбля).
6. Выполнить синтезаторный аккомпанемент к песне «Чудак».