Тема11. Основные септаккорды и гармонические обороты
1. К основным септаккордам принято относить малый мажорный — D7, малый вводный — VII7, малый минорный II7. Из предыдущих рассуждений мы помним, что уменьшенный септаккорд повторяет малый вводный, за исключением аккордовой септимы, понижение которой обусловлено структурой гармонического минора. Мы помним, что малый минорный с пониженной квинтой — производный от II7-аккорда, благодаря условиям минорного лада. Поэтому в «Памятку», следующую ниже, мы не включаем УМ.VII7 и II7(b5), так как первый подчиняется правилам малого вводного 7-аккорда, а II7(b5) функционирует по правилам малого минорного 7-аккорда второй ступени.
2. Памятка к основным септаккордам
3. Автентический оборот Чередование тонического и доминантового аккорда — это наибо лее классическое сочетание устойчивой и неустойчивой функций.
Задание Играть аутентические обороты в широком и тесном расположении, в тональностях до 2 знаков в ключе.
4. Плагальный оборот Сопоставление тоники и субдоминанты НОСИТ мягкий характер, где отсутствует яркая острота тональных тяготений.
Задание Играть плагальные обороты в тональностям до 2 знаков в ключе.
5. Полный кадансовый оборот Полный оборот тот, в котором присутствуют три основные функции. Кадансовый оборот, тот, который завершает музыкальное построение. Наиболее распространенный каданс тот, который имеет в себе кадансовый квартсекстаккорд — К64.
Задание Играть полный кадансовый оборот, в тесном и широком расположении, в тональностях до 2 ключевых знаков, 6. Проходящий оборот основывается на поступенном движении баса (восходящем, нисходящем). Два проходящих оборота различаются по проходящим квартее!№таккордам — Т64, D64.
Задание Играть проходящие обороты, в широком и тесном расположении, в тональностях до 2 знаков в ключе.
7. Вспомогательный оборот предназначен для большей убедительности заключительного эпизода в музыкальном произведении. Между повторением тонического трезвучия вводится субдоминантовый квартсекетаккорд — S64.
Задание Играть вспомогательный оборот, в тесном и широком расположении, в тональностях до 2 знаков в ключе.