1. Смена тональностей В большинстве случаев изложение музыкального произведения не ограничивается рамками одной тональности. Смена тональности, при развитии музыкальной мысли, позволяет композитору добиться большей выразительности в деле создания музыкального художественного образа. Однако неподготовленный переход в другую тональность, выполненный без соблюдения необходимых правил, только разрушит музыкальную мысль. Необходимым условием такого перехода является наличие родственных связей между тональностями — родство тональностей. Такие связи существуют благодаря наличию общих аккордов. 2. Общими аккордами называются те, которые встречаются и в той, и в другой тональности. Например, между тональностями фа мажор и соль мажор мы обнаружим два одинаковых (общих) аккорда. Это ля-минорное трезвучие и до-мажорное трезвучие.
Только в первом случае Ля М35 — трезвучие третьей ступени тони-ко-доминантной группы аккордов, а в тональности соль мажор оно же — трезвучие второй ступени, принадлежащее к субдоминантовой группе аккордов. До-мажорное трезвучие в первом случае является доминантой, а в тональности соль мажор — субдоминантой. Чем больше общих аккордов между тональностями, тем ближе родство. В теории музыки различается три степени родства тональностей.
3. 1-я степень родства тональностей Данная группа включает в себя тональности, наиболее близкие по степени родства. Среди них следует, выделить параллельные, далее — субдоминантовую с ее параллелью, доминантовую с ее параллелью. Так, в тональности до мажор в 1-й степени родства находятся:
параллельная — ля минор, без ключевых знаков; субдоминантовая — фа мажор, с разницей в 1 бемоль; параллель субдоминантовой — ре минор, с разницей в 1 бемоль; доминантовая — соль мажор, с разницей в 1 диез; параллель доминантовой — ми минор, с разницей в 1 диез.
Если в тональности до мажор на каждой ступени выстроить трезвучия, то обнаружится, что эти аккорды являются тониками тональностей 1-й степени родства. Исключением станет трезвучие VII ступени, поскольку оно не мажорное и не минорное, но УМЕНЬШЕННОЕ. Таким образом,, чтобы найти тональности 1-й степени родства к данной мажорной, нужно назвать мажорные и минорные трезвучия всех ее ступеней, исключая седьмую. Вместо этого добавить тональность гармонической (минорной) субдоминанты.
Значит, к ре мажору в первой степени родства будут тональности: ми минор, фа-диез минор, соль мажор, ля мажор, си минор и соль минор (гармоническая субдоминанта). Аналогичная ситуация возникает при выявлении 1-й степени родства к минорной тональности. Разница состоит в том, что уменьшенное трезвучие в натуральном миноре находится на II ступени. Таким образом, чтобы найти тональности 1-й степени родства к данной минорной, нужно назвать мажорные и минорные трезвучия всех ее ступеней, исключая ВТОРУЮ. Вместо этого добавить тональность гармонической (мажорной) доминанты.
Значит, к соль минору в 1-й степени родства будут тональности: си бемоль мажор, до минор, ре минор, ми бемоль мажор, Фа мажор и ре мажор (гармоническая доминанта).
4. Буквенные обозначения звуков и тональностей
до — с ре — d ми — е фа — f соль — g ля — а си — h
Если надо повысить звук на полтона, к букве прибавляется слог is — диез. Вот так:
Если надо понизить звук на полтона, к букве прибавляется слог es — бемоль.
до-бемоль — ces ре-бемоль — des ми-бемоль — es (одно е сокращается) фа-бемоль — fes соль-бемоль — ges ля-бемоль — as (е сокращается) си-бемоль — обозначается новой буквой в
Дубль-диезы и дубль-бемоли обозначаются соответственно isis и eses. до-дубль-диез — cisis ре-дубль-диез — disis ми-дубль-диез — isis фа-дубль-диез — fisis
Мажор обозначается словом dur. При обозначении латынью — с заглавной буквы.
1. Написать буквенные названия мажорных тональностей, имеющих: два бемоля, четыре диеза, шесть бемолей, один бемоль, четыре диеза, три бемоля. Какие параллельные минорные тональности им соответствуют? (написать)
2. Написать буквенные названия минорных тональностей, имеющих: один диез, четыре диеза, пять бемолей, пять диезов, два бемоля, два диеза. Какие параллельные мажорные тональности им соответствуют? (написать) 3. Названия звуков — до-диез, си-дубль-бемоль, фа-диез, ми, соль-диез, фа-бемоль, до-дубль-бемоль, ре, ля, си-бемоль, си — замени на латинские буквенные. 4. Какие это звуки? (Замени слоговыми названиями): f, h, as, dis, des, b, ais. 5. Нарисуй квинтовый круг и напиши в нем тональности буквенными обозначениями. Рисуя квинтовый круг, помни, что каждая диезная тональность расположена на квинту выше предыдущей, а каждая бемольная — на квинту ниже предыдущей. 6. Перечисли ключевые знаки в диезных тональностях: один диез — фа-диез, два диеза — фа-диез и до-диез и т.д.
Задания 1. Ко всем тональностям до 2 ключевых знаков найти гаммы 1-й степени родства, назвать их ключевые знаки и общие аккорды. 2. Сольфеджировать одноголосие.
3. Сольфеджировать двухголосие. 4. Сольфеджировать последовательности одноименных гамм от «h», с ручными знаками. Петь основные септаккорды с обращениями и разрешениями в тональностях H-dur — h-moll.