Главная | Регистрация | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 18:02

Музыкальная школа OnLine

  • Гитарная школа
  • С чего начать?
  • Статьи
  • Форум
  • FAQ



Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Основы
Сольфеджио и теория музыки
Таблицы
Музыкальная грамота Г.Фридкина
Статьи - сканы из книги Г.Фридкина "Практическое руководство по музыкальной грамоте"
Поиск Google
Календарь

SetLinks


Главная » Статьи » Теория музыки » Сольфеджио и теория музыки

Тема12. Родство тональностей
1.    Смена тональностей
В большинстве случаев изложение музыкального произведения не ограничивается рамками одной тональности. Смена тональности, при развитии музыкальной мысли, позволяет композитору добиться большей выразительности в деле создания музыкального художественного образа.
Однако неподготовленный переход в другую тональность, выполненный без соблюдения необходимых правил, только разрушит музыкальную мысль. Необходимым условием такого перехода является наличие родственных связей между тональностями — родство тональностей. Такие связи существуют благодаря наличию общих аккордов.
2.    Общими аккордами называются те, которые встречаются и в той, и в другой тональности. Например, между тональностями фа мажор и соль мажор мы обнаружим два одинаковых (общих) аккорда. Это ля-минорное трезвучие и до-мажорное трезвучие.



Только в первом случае Ля М35 — трезвучие третьей ступени тони-ко-доминантной группы аккордов, а в тональности соль мажор оно же — трезвучие второй ступени, принадлежащее к субдоминантовой группе аккордов. До-мажорное трезвучие в первом случае является доминантой, а в тональности соль мажор — субдоминантой.
Чем больше общих аккордов между тональностями, тем ближе родство. В теории музыки различается три степени родства тональностей.

3. 1-я степень родства тональностей
Данная группа включает в себя тональности, наиболее близкие по степени родства. Среди них следует, выделить параллельные, далее — субдоминантовую с ее параллелью, доминантовую с ее параллелью. Так, в тональности до мажор в 1-й степени родства находятся:

параллельная — ля минор, без ключевых знаков; субдоминантовая — фа мажор, с разницей в 1 бемоль; параллель субдоминантовой — ре минор, с разницей в 1 бемоль; доминантовая — соль мажор, с разницей в 1 диез; параллель доминантовой — ми минор, с разницей в 1 диез.

Если в тональности до мажор на каждой ступени выстроить трезвучия, то обнаружится, что эти аккорды являются тониками тональностей 1-й степени родства. Исключением станет трезвучие VII ступени, поскольку оно не мажорное и не минорное, но УМЕНЬШЕННОЕ.
Таким образом,, чтобы найти тональности 1-й степени родства к данной мажорной, нужно назвать мажорные и минорные трезвучия всех ее ступеней, исключая седьмую. Вместо этого добавить тональность гармонической (минорной) субдоминанты.



Значит, к ре мажору в первой степени родства будут тональности: ми минор, фа-диез минор, соль мажор, ля мажор, си минор и соль минор (гармоническая субдоминанта).
Аналогичная ситуация возникает при выявлении 1-й степени родства к минорной тональности. Разница состоит в том, что уменьшенное трезвучие в натуральном миноре находится на II ступени.
Таким образом, чтобы найти тональности 1-й степени родства к данной минорной, нужно назвать мажорные и минорные трезвучия всех ее ступеней, исключая ВТОРУЮ. Вместо этого добавить тональность гармонической (мажорной) доминанты.




Значит, к соль минору в 1-й степени родства будут тональности: си бемоль мажор, до минор, ре минор, ми бемоль мажор, Фа мажор и ре мажор (гармоническая доминанта).

4. Буквенные обозначения звуков и тональностей

до — с
ре — d
ми — е
фа — f
соль — g
ля — а
си — h

Если надо повысить звук на полтона, к букве прибавляется слог is — диез. Вот так:

до-диез — cis ре-диез — dis ми-диез — eis
фа-диез — fis
соль-диез — gis ля-диез — ais
си-диез — his

Если надо понизить звук на полтона, к букве прибавляется слог es — бемоль.

до-бемоль — ces ре-бемоль — des
ми-бемоль — es (одно е сокращается)
фа-бемоль — fes  
соль-бемоль — ges
ля-бемоль — as (е сокращается)
си-бемоль — обозначается новой буквой в

Дубль-диезы и дубль-бемоли обозначаются соответственно isis и eses.
до-дубль-диез — cisis
ре-дубль-диез — disis
ми-дубль-диез — isis
фа-дубль-диез — fisis

Мажор обозначается словом dur. При обозначении латынью — с заглавной буквы.

до мажор — C-dur
соль мажор — G-dur
ре мажор — D-dur
ля мажор — A-dur
ми мажор — E-dur
си мажор — H-dur
фа-диез мажор — Fis-dur
до-диез мажор — Cis-dur
фа мажор — F-dur
си-бемоль мажор — B-dur
ми-бемоль мажор — Es-dur
ля-бемоль мажор — As-dur
ре-бемоль мажор — Des-dur
соль-бемоль мажор — Ges-dur
до-бемоль мажор — Ces-dur

Минор обозначается словом moll, а буквы пишутся в миноре строчными:

ля минор — а-moll
ми минор — e-moll
си минор — h-moll
фа-диез минор — fis-moll
до-диез минор — cis-moll
соль-диез минор — gis-moll
ля-диез минор — ais-moll
ре минор — d-moll
соль минор — g-moll
до минор — e-moll
фа минор — f-moll
си-бемоль минор — b-moll
ми-бемоль минор — es-moll
ля-бемоль минор — as-moll
 

Упражнения:

1.    Написать буквенные названия мажорных тональностей, имеющих: два бемоля, четыре диеза, шесть бемолей, один бемоль, четыре диеза, три бемоля. Какие параллельные минорные тональности им соответствуют? (написать)

2.    Написать буквенные названия минорных тональностей, имеющих: один диез, четыре диеза, пять бемолей, пять диезов, два бемоля, два диеза. Какие параллельные мажорные тональности им соответствуют? (написать)
3.    Названия звуков — до-диез, си-дубль-бемоль, фа-диез, ми, соль-диез, фа-бемоль, до-дубль-бемоль, ре, ля, си-бемоль, си — замени на латинские буквенные.
4.    Какие это звуки? (Замени слоговыми названиями): f, h, as, dis, des, b, ais.
5.    Нарисуй квинтовый круг и напиши в нем тональности буквенными обозначениями. Рисуя квинтовый круг, помни, что каждая диезная тональность расположена на квинту выше предыдущей, а каждая бемольная — на квинту ниже предыдущей.
6.    Перечисли ключевые знаки в диезных тональностях: один диез — фа-диез, два диеза — фа-диез и до-диез и т.д.



Задания
1.    Ко всем тональностям до 2 ключевых знаков найти гаммы
1-й степени родства, назвать их ключевые знаки и общие аккорды.
2.    Сольфеджировать одноголосие.



3.    Сольфеджировать двухголосие.
4.    Сольфеджировать последовательности одноименных гамм от «h», с ручными знаками. Петь основные септаккорды с обращениями и разрешениями в тональностях H-dur — h-moll.


Категория: Сольфеджио и теория музыки | Добавил: Kutcher (18.05.2009)
Просмотров: 10119 | Теги: интервалы, аккорды, родство, сольфеджио, квинта, тональность, септима
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Звучание каких музыкальных инструментов вам ближе к сердцу?

Всего ответов: 2119

Аттестат
Банеры


Rambler's Top100
Реклама



Copyright MyCorp © 2024



ss