1. Отклонением называется временный переход в новую тональность с последующим возвращением в первоначальную, По сути, это модуляция, но не доведенная до своего завершения -«несовершенная». Для выполнения отклонения применяются ПОБОЧНЫЕ доминанты, то есть аккорды доминантовой группы из новой (временной) тональности. В качестве побочных доминант используются D7-аккорд в обращениях, D6 и УМ. VII7.
Задание Найдите побочные доминанты ко всем тональностям 1-й степени родства тональностей C-dur и a-moll, сыграйте их с соответствующими разрешениями. 2. Модуляция — переход в новую тональность с последующим закреплением в ней.
Модуляция осуществляется в несколько этапов: а) показ исходной тональности — автентический или плагальный оборот; б) выявление общего аккорда и приравнивание к новой тональности; в) выбор модулирующего аккорда, который должен быть нехарактерным для исходной тональности и характерным для новой; г) закрепление в новой тональности с помощью кадансового оборота. 3. Модуляция из мажора в параллельную тональность C-dur —► a-moll:
а) показ тональности выполнен автентическим оборотом; б) в качестве общего аккорда выбрана тоника, которая в тональ- ности a-moll является трезвучием третьей ступени; в) в результате приравнивания мы оказались в тональности a-moll и в качестве модулирующего аккорда выбираем субдоминантовое трезвучие; г) закрепление выполняем кадансовым оборотом К64 — D — t. Данную гармоническую последовательность мы выберем в качестве основы для импровизации. Для этого аккорды уложим в рамки «ми» малой октавы и «фа» первой октавы. Ритмический рисунок проговариваем «про себя» на слоги «тра-та-та-та»:
Первые два такта озвучиваем гаммой с вопросительной интонацией. Следующими двумя тактами, двигаясь по гамме, выполним интонацию ответа. Вторая строчка, протяженностью в четыре такта, непрерывным движением объединяет две тактовые пары (2+2=4).
Реприза завершит наше построение, которое будем называть СУММИРОВАНИЕМ.
Задания 1. Решить задачу.
Правила гармонии: D7-аккорд может разрешиться в трезвучие VI ступени с удвоенным терцовым тоном (см. #6-й такт); D7-аккорд часто используется без квинтового тона и называется «неполный 07-аккорд»; D7(-5) (см. 7-й такт). 2. Сольфеджировать одноголосие.
3. По схеме (§3) играть и петь по вертикали модуляции F-dur —► d-moll, G-dur —► e-moll. 4. Играть трехголосие, одновременно сольфеджировать средний голос; при повторении петь нижний голос.