а) В показе тональности даны тоника и доминанта. Напомним, что доминанта мажорная за счет общепринятого в европейской музыке гармонического минора. б) Тоника a-moll является VI ступенью тональности C-dur, куда осуществляется модуляция. Таково и наше приравнивание. в) В качестве модулирующего аккорда выбираем Н6 как наиболее характерный для кадансового оборота, г) Закрепление модуляции происходит через кадансовый квартсекстаккорд.
2. Импровизация модулирующая Мысленно опираясь на схему модуляции, еольфеджируем с ручными знаками по гамме. На месте приравнивания левой рукой покажем «жест-отказ» и выполним закрепление в тональности C-dur. Например:
Для импровизации на фортепиано подготовим «безбасовый» аккомпанемент и выберем ритмоформулу:
Опираясь на этот ритмический рисунок, будем импровизировать способом «блок-аккорд».
Неизменно повторяющаяся двутактовая ритмоформула в музыкальном синтаксисе называется ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ.
3. Задача
Примечание. В мелодии (З-й такт) мы наблюдаем восходящий скачок на интервал 66. Подобные скачки разрешены при ПЕРЕМЕЩЕНИИ. Перемещением аккорда называется его повторение с изменением мелодического положения.
Задания 1. Ориентируясь на схему (§1), играть и сольфеджировать по вертикали модуляции: e-moll—► G-dur, d-moll —► F-dur, h-moll —►D-dur, c-moll —► Es-dur.
2. Сольфеджировать одноголосие.
3. Играть трехголосие и одновременно сольфеджировать сначала средний, затем нижний и, наконец, верхний голос.
4. Досочинить до восьмитакта. Написать нотный текст и сольфеджировать в транспорте на М.2 вниз.