а)
Показ тональности проходящим
оборотом. б) Исходная тоника
является субдоминантой тональности G-dur, поэтому приравниваем
T6=S6. в) После приравнивания
тональность изменилась на G-dur. В качестве модулирующего аккорда
выберем II34-аккорд, чтобы сделать созвучие нехарактерным для исходной
тональности, возьмем его в гармонической разновидности — понизим
квинтовый тон «es». г) Поскольку
мы находимся в новой тональности, необходимы и новые ключевые
знаки.
2. Импровизация
модулирующая Вокальная импровизация с мануальными знаками
должна привести в доминантовую тональность. Напомним, что в месте
приравнивания нужен «жест-отказ». Например:
Для фортепианной импровизации подготовим «безбасовый» аккомпанемент. Выберем синтаксическую структуру, знакомую нам как СУММИРОВАНИЕ. В первом предложении импровизация осуществляется по гамме (там, где шестнадцатые длительности). На фигуре «притопа» используем способ «блок-аккорд». Во втором предложении импровизируем по арпеджио и закончим «блок-аккордом».
3. Задача
4. Модуляция из минора в тональность гармонической доминанты
Незначительные изменения появляются при модуляции из минора в тональность пятой ступени. Это касается тоники и субдоминанты при показе тональности При закреплении модуляции изменения практически отсутствуют. Причина кроется в том, что из минора переход осуществляется в тональность гармонической (мажорной) доминанты.
Пример транспонировать в тональность Es-dur. 3. Досочинить восемь тактов в параллельном мажоре и выстроить трехчастную форму, где А — оригинал, В — ваше сочинение, А — реприза.
4. Играть два верхних голоса, одновременно сольфеджируя нижний.