а) Показ тональности представлен плагальным оборотом. б) Завершение оборота — субдоминанта — приравнивается к тонике новой тональности. в) Модулирующий аккорд — субдоминанта фа мажора, как нехарактерный для исходной тональности аккорд, отстраняет нас от до-мажорного звукоряда. г) Закрепление выполняется традиционным кадансовым оборотом.
2. Задача.
3. Импровизация модулирующая Мелодическая вокально-хоровая импровизация сопровождается мануальными (ручными) знаками и опирается на схему модуляции в субдоминантовую тональность. В точке приравнивания вводится «жест-отказ» и завершается звуковысотная линия в новой тональности. Например:
Импровизация фортепианная потребует подготовки гармонического квадрата с аккомпанементом («безбасовый»). В качестве синтаксической формулы выберем суммирование. Элементом новизны станет ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ звук. Вспомогательный — это, как правило, хроматический звук. Более того, это неаккордовый звук, прилегающий снизу на М.2 к одному из. тонов звучащего аккорда. В нашем примере подчеркнем вспомогательный звук буквой «В».
4. Модуляция из мажора в тональность гармонической субдоминанты Если модуляция в гармоническую доминанту преодолевает разницу в четыре ключевых знака диезного направления, то модуляция в гармоническую субдоминанту преодолевает ту же разницу, но бемольного направления.
Схема модуляции мало отличается от стандартной (§1). Изменения начинаются с приравнивания минорной субдоминанты. Новая тональность — минорная. Помним, что минор должен быть гармоническим и его доминантовые аккорды — мажорные.
5. Модуляция из минора в субдоминантовую тональность потребует вводного тона к субдоминанте на этапе показа исходной тональности.